Газификация регионов РФ – одно из приоритетных направлений деятельности ОАО «Газпром»

18.06.2009
Как совместить рентабельность и «социалку»

«Аргументы недели» №24 от 18.06.2009г. Автор Илья Петров

К газовым компаниям в стране отношение особое. От них, как от крупнейших экспортеров, ждут новых поступлений в бюджет, а с другой стороны, предъявляют вполне резонные требования по социальным гарантиям. А среди таковых – сдерживание цен на газ для внутренних потребителей и газификация страны.

Между тем газовое хозяйство нуждается в ремонте, модернизации, а, главное в инвестициях на освоение новых газовых месторождений, поэтому продавая газ на грани рентабельности, невозможно изыскать средства для поддержания системы на нужном уровне надежности.

О том, как удается находить компромисс в такой ситуации, и более того – как идет становление газового рынка страны, рассказал на встрече с журналистами Член Правления ОАО «Газпром» – начальник Департамента маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов, генеральный директор ООО «Межрегионгаз» Кирилл Селезнев. Большинство журналистов прибыли из регионов, были и представители федеральных СМИ. Кроме того, вопрос можно было задать он-лайн, через Интернет.

Для жителей Псковской области это мероприятие интересно, прежде всего, с точки зрения перспектив газификации региона. Здесь мы пока находимся в пределах «золотой середины», регион не был назван ни среди «передовиков», ни среди отстающих. Региональная власть вовремя выполняет работы по подготовке потребителей, а это значит, что темпы газификации в ближайшее время снижены не будут.

Сколько мы потребляем?

Как сообщил Кирилл Селезнев, деятельность Группы «Газпром» по поставкам на внутренний рынок предусматривала в минувшем году важные мероприятия по совершенствованию рынка. Это переход на поставки по долгосрочным договорам, освоение новых режимов работы электронной торговой площадки, увеличение объемов продаж. Таким образом, в 2008 году из ресурсов Группы «Газпром» было поставлено потребителям России 287 миллиардов кубометров газа. Выручка от реализации газа на российском рынке выросла на 18,7 процентов по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. Средняя цена реализации газа на внутреннем рынке увеличилась на 27 процентов и составила 1652,8 рубля за 1000 кубометров газа.

Понятно, что свои корректировки внесла и изменившаяся экономическая ситуация. Во-первых, произошло некоторое снижение потребления, во-вторых, уже по первому кварталу 2009 года снизилась собираемость платежей. В основном, это относится к коммунально-бытовому сектору. Среди «лидеров» в недоимках – Южный федеральный округ, однако есть случаи и в центральной России. Кирилл Селезнев отметил, что к неплательщикам будут подходить «гибко и с пониманием», искать совместно с администрациями пути погашения задолженностей, но «за газ платить надо».

Впрочем, как раз кризисный фактор и может оказать свое влияние на развитие новых форм газового рынка – речь идет о внедрении электронной и биржевой торговли. А результаты внедрения новых технологий, в свою очередь, будут способствовать ускорению выхода из кризиса.

Определить цену поможет электроника

Особое внимание на встрече было уделено работе электронной торговой площадки. Дело в том, что в настоящее время в России функционирует модель рынка газа, которая включает регулируемый и нерегулируемый секторы. Доминирующее положение занимает регулируемый сегмент рынка, в котором основным поставщиком является «Газпром». Здесь компания должна согласовывать взятые на себя социальные обязательства с собственными рыночными интересами.

Поэтому было принято рациональное решение – государство сохранит регулирование цен на газ для населения, а вот для промышленных предприятий «Газпром» получил возможность продавать топливо по рыночной цене. Одним из инструментов продажи газа по свободным ценам стала электронная торговая площадка (ЭТП) «Межрегионгаза».

В целом, система уже хорошо зарекомендовала себя. В 2008 году через ЭТП было реализовано 6,09 миллиардов кубических метров газа, из них 51 процент – газ Группы «Газпром», а остальное – поставки независимых производителей и трейдеров. Некоторое отставание объемов продаж газа Группы «Газпром» на ЭТП от запланированного уровня связано с дефицитом газа в газотранспортной системе в феврале-марте 2008 года и с перенасыщением рынка газа.

Добавим, что торги теперь проходят в трех временных диапазонах – на сутки вперед, на декаду и на месяц. Более половины газа, реализованного на ЭТП, было продано в режиме «поставки на следующий месяц», а запуск торгов в суточном режиме позволил распределить ресурсы между декадными и суточными поставками. Это, в свою очередь, помогает покупателям оптимизировать заказ газа и, соответственно, сократить затраты оборотных средств.

Параллельно с развитием электронных технологий, по мнению специалистов ООО «Межрегионгаз», необходимо продолжить работу по созданию биржи газа. Пока идет стадия подготовки нормативных документов.

Когда долгострой себе в убыток

Одно из приоритетных направлений деятельности главной газовой компании страны – газификация регионов. Напомним, что здесь в основу работы положен принцип софинансирования, то есть, газовики берут на себя самую дорогостоящую часть работы, а именно проектирование и строительство межпоселковых газопроводов, а региональные власти должны обеспечить ввод распределительных сетей и котельных на газе. При этом одно из важнейших требований – жесткое соблюдение графика синхронизации. То есть, стройку обе стороны должны завершить одновременно, и к тому моменту, когда придет время пускать газ по трубам, потребители должны уже быть готовы.

От того, насколько эффективно работает регион по подготовке потребителей, зависит и позиция газовой компании. Кирилл Селезнев назвал на встрече десять регионов, которые выбились из графика, нарушили сроки – финансирование программы для таких партнеров будет откорректировано. Равно как дополнительные средства получат те, кто работает с опережением.

Всего в 2008 году для реализации программы были выделены инвестиции в объеме 23,5 миллиардов рублей. В дальнейшем эта сумма была увеличена до 24,18 миллиардов, что позволило принять участие в газификации 64 регионам. Дополнительно были включены Красноярский край, республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, республика Северная Осетия-Алания.

На 2009 год выделено 18,5 миллиардов рублей – эта цифра не значительно меньше инвестиций предыдущего года, и сокращения программы не будет. Поэтому те обязательства, что взял на себя «Газпром», будут выполнены в полном объеме. Дополнительно были включены Чеченская республика, Приморский край и Еврейская автономная область. Кроме того, вне рамок программы, средства выделят на газификацию Республики Ингушетия. С учетом этого, общее количество газифицируемых субъектов РФ выросло до 69.

Среди основных задач компании на 2009 год Кирилл Селезнев назвал принятие постановление правительства о реализации газа с использование биржевых технологий, создание региональных электронных площадок, согласование с участниками рынка нормативных документов, и внедрение программно-аппаратных комплексов биржи газа и клиринговой системы.